С одной стороны, дети интуитивно правильно дышат. Новорожденный младенец дышит, используя диафрагмальное дыхание, его не нужно этому учить, это заложено природой. При условии отсутствия врождённых патологий или проблем с дыханием.
Но с другой стороны современные дети не всегда имеют возможность дышать воздухом высшего качества. Воздух в больших городах вынуждает нашу дыхательную систему переходить на среднее и верхнее дыхание, чтобы обезопасить нас от вредных примесей. В результате с раннего детства ребёнок привыкает дышать неглубоко, из-за чего страдают все настройки организма.
Многие годы педиатры в детских поликлиниках рекомендуют выполнять упражнения для развития дыхательной системы дошкольников. На практике доказано, что эти упражнения отлично работают при условии регулярных тренировок.
Дыхательные упражнения разрабатывают лёгкие, оптимизируют их объём, восполняют содержание кислорода либо регулируют его баланс с углекислым газом. Именно поэтому их используют для профилактики и лечения органов дыхательной системы, аллергии, во время реабилитации после болезней.
Существуют дыхательные комплексы, которые помогают при проблемах с опорно-двигательным аппаратом, при заболеваниях выделительной системы и желудочно-кишечного тракта.
Работа над дыханием дошкольников имеет огромный спектр благоприятного воздействия на организм.
Так же дыхательные практики способствуют более лучшему усвоению лекарственных средств, как традиционной, так и альтернативной медицины.
В своей работе дыхательную гимнастику используют логопеды для развития речи ребёнка, в том числе, чтобы помочь справится с заиканием.
В любом виде спорта упражнения на развитие дыхания являются базовыми.
Ни одно занятие физкультурой в дошкольном учреждении не обходится без дыхательной гимнастики. Ведь регулярное выполнение простых упражнений улучшает иммунитет и сокращает частоту простудных заболеваний.
Дальше вы найдёте упражнения для дошкольников, которые помогут развивать речевой аппарат и полноценное глубокое дыхание. Все упражнения построены в форме игры, поэтому обычно малыши с удовольствием их выполняют. Вы легко сможете выполнять их дома самостоятельно.
Это упражнение поможет, когда ребёнок плачет или взволнован.
Предложите малышу представить, что он держит в руке не надутый воздушный шарик. Спросите у него какого цвета шарик. Скажите, что у вас тоже есть шарик и расскажите какого он цвета. Затем предложите надуть ваши шарики вместе.
Во время надувания шарика ребёнку придётся делать глубокие вдохи и выдохи. Вдох носом, выдох ртом, сложив губы трубочкой, как будто он надувает реальный воздушный шарик.
Такое дыхание успокаивает нервную систему и помогает справится с тревожными мыслями.
Во время надувания шарика можно произносить стишок:
Мой воздушный шарик раз, два, три.
Лёгкий как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Для детей постарше подходит более сложный вариант этого упражнения.
Выполняется сидя или стоя. На вдохе малыш широко разводит руки в стороны, представляя, как будто у него внутри надувается воздушный шарик, и затем медленно их сводит, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух, произнося: «ФФФФФ». Затем скажите: «Шарик лопнул, из шарика выходит воздух», а ребёнка попросите похлопать в ладоши и на выдохе, сделав губы хоботком, произнести: «ШШШШШ».
Предложите ребёнку закрыть глаза и вообразить, что он на берегу тёплого моря. Вода такая очень тёплая и приятная, она такая прозрачная, что видно всех морских обитателей. Но что бы рассмотреть их получше вам предстоит нырнуть под воду.
Из положения стоя надо сделать два глубоких вдоха и выдоха и после третьего вдоха задержать дыхание. Во время задержки дыхания ребёнок должен зажать нос пальцами и приседать до желания выдохнуть.
Это очень простое, но весёлое упражнение можно выполнять, когда вы вместе идёте по улице. Можно воображать себя паровозиком или старинной паровой машиной.
Сделайте глубокий вдох носом и на выдохе произносите: «пых-пых-пых-пых» столько раз, сколько успеете за один выдох.
Это упражнение развивает диафрагмальное дыхание и может выполняться в разных вариациях.
«Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (на вдохе),
То животик опускается (на выдохе)»
Показывайте ребёнку картинки с изображением животных, птиц, людей, растений и произносите стишок:
«Носиком дышу свободно,
Тише, громче – как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
Задача ребёнка делать вдох после каждой прочитанной строчки. Ему надо постараться выдохнуть только после того как вы полностью дочитаете стишок.
Поиграйте с ребёнком в курочку. Малыш стоит, слегка расставив ноги и разводя руки, как крылья, широко в стороны, делает вдох, наклоняясь вперёд, свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах-тах» и похлопывая себя по коленям делает выдох.
У нас прекрасная новость ℹ️ мы организуем 3-х дневный выездной практикум в Роза хутор (Сочи)!