Прана — это наша жизненная энергия, энергия тонкого плана, которая создаёт из одной единственной клетки живое существо.
Аналоги праны есть в разных культурах и духовных традициях.
Прана пронизывают всю Вселенную от простейшего организма до человека.
Движение праны в организме живого существа происходит за счёт определённых потоков жизненного воздуха. Йоги разделяют прану на пять видов.
Это основной вид праны, который осуществляет распределение всего жизненного воздуха в организме.
Центр этого вида праны находится в грудном отделе позвоночника и области сердца человека. Прана активизируется через дыхание носом и, чем более хороший настрой у человека, тем более гармонично она распределяется по всему организму.
Этот вид праны отвечает за регуляцию дыхания, функции сердца, чихание, глотание, когнитивные функции. Активное движение праны происходит в голове, трахее, груди, ушах, глазах, языке и носу.
Йогины управляют этим видом праны с помощью Джаландхара бандхи (горлового замка).
Удана — это поток энергии, который проходит через горло. Во время занятия напряжённой умственной деятельностью именно Удана поднимает вверх жизненную энергию.
Этот вид праны отвечает за работу голосовых связок, акт вдоха и проглатывания пищи, за энтузиазм, усердие, прилежание, активность, выполняет функцию засыпания, отделяет астральное тело от физического во время смерти.
Задержка движения потока Уданы вызывает удушье.
Этот вид праны даёт тонкие духовные опыты и способствует развитию таких сиддх как левитация, хождение по острым предметам, трясине и воде без вреда для тела, способность очень высоко прыгать.
Удана ощущается как движение внутри позвоночника, как сияние, как внутренний жар, когда мыслительный процесс затихает, обнажая чистое сознание вне концепций ума.
Удана входит в Сахасрару (самую верхнюю чакру), устремляя сознание к высшим мирам, когда Прана и Апана сливаются вместе.
После приёма пищи прана сосредотачивается в центре живота и поддерживает пищеварительный огонь в оптимальном состоянии. Именно поэтому после еды мы обычно ощущаем жар или тепло в области пупка и солнечного сплетения. За это отвечает вид праны, который назвается Самана.
Этот вид праны извлекает энергию из пищи, уравновешивая Прану и Апану.
Самана отвечает за поглощение, переваривание и усвоение пищи, за слаженную работу органов брюшной полости и за выведение отходов жизнедеятельности из организма и тепло тела, двигаясь в области живота. Энергия Саманы вызывает радость и блаженство в районе пупка, сжигая нечистые энергии, которые порождают жадность к еде и вещам, а также вспыльчивость. Даёт ясность ума и радость жизни самой по себе.
Когда в теле недостаточно энергии Саманы человек становится ленивым, тупеет, ощущает вялость, много спит.
Активация Саманы происходит между вдохом и выдохом и ощущается как внутренняя вибрация.
Йогины управляют энергией Саманы с помощью Уддияна бандхи (брюшного замка)
Цвет Саманы – красный.
Этот вид праны пронизывает всё тело и распределяет жизненную энергию по всему организму во время физических упражнений. Она проходит через всё тело с помощью вен, артерий и нервов, распределяя полученную энергию из воздуха и пищи и связывая воедино все органы и части человека. Вьяна – защитная оболочка физического тела, которая окружает тело со всех сторон, образуя ауру.
Цвет и форма ауры человека зависит от степени чистоты Вьяны, состояния других видов праны и ума. Сияние ауры проявляется в виде определённого цвета и силы. Это сияние проявляет энергию человека во внешнем мире и защищает живые существа от воздействия негативных тонкоматериальных сущностей. Чем интенсивнее сияние, тем светлее цвет ауры. Цвет сияния ауры любого живого существа зависит от проявления элемента огня.
Когда в теле много элемента пространства аура сияет чистым голубым ярким цветом. Если преобладает больше воздуха, то аура окрашивается в тёмный красно-коричневый цвет и не имеет блеска. Когда в теле преобладает элемент огня, аура прозрачно-алого пылающего цвета. При доминировании элемента воды, аура становится прозрачной, имеет сильное сияние, словно чистая сверкающая вода. Когда преобладает земля, аура сияющая, плотная, равномерная, алого или тёмного цвета.
Преобладание в теле элемента ветра говорит о том, что равновесие праны нарушено. Это является признаком болезни и потери жизненной силы.
Вьяна отвечает за все движения тела, регулирует взаимодействие органов и мышц. Двигаясь по всему телу, она снабжает энергией систему циркуляции, суставы и другие части тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями мышц и суставов, помогает держать тело прямо.
С помощью этого вида праны можно дышать через поры всем телом, плотью, костями и воздействовать на энергию другого человека. Она позволяет объединить созерцание и практику с любыми действиями тела.
Вьяна даёт нам способность к рукоделию, рисованию и созданию иллюзорного тела в сновидении. Это чистое сияние бесконечного сознания «Я» в наивысшем трансцендентном состоянии – Самадхи.
Во время смерти сознание и чувства человека перемещаются во Вьяну.
Йогины управляют течением Вьяны методами дыхания через кожу и кости.
Когда мы расслаблены, то вниз опускается вид праны, который называется Апана.
Энергия этой праны связана с водой и движется вниз. Она отвечает за мочеиспускание, дефекацию, оргазм, семяизвержение, эрекцию, половое желание, удаление газов, а также регулирует активность женского организма во время менструального цикла и родов. Когда в теле человека недостаточно этого вида праны, все эти функции могут быть нарушены.
Центр локализации Апаны – кишечник, почки, мочевой пузырь, анус, половые органы.
Апана активизируется ночью при выдохе.
С точки зрения трансцендентного опыта, Апана важна для порождения переживания блаженства пустоты, испытываемое в Свадхистане (вторая чакра) и Манипуре (третья чакра).
Йогины поднимают Апану и соединяют её с Праной в области пупка. Управление этим видом энергии происходит с помощью Ашвини мудры (сжатия ануса), Мула бандхи (сжатие промежности) и ваджроли мудры (сжатия уретрального канала) для мужчин и Сахадроли мудры (сжатия мышц влагалища) для женщин.
Цвет Апаны – дымчатый.
Более подробно обо всех видах праны вы можете прочесть в Ведах.
Так же Веды описывают пять дополнительных второстепенных видов праны, которые называются упавайю:
НАГА – отвечает за ослабление давления брюшных мышц через отрыжку, икоту и рвотный рефлекс.
КУРМА — воздействует на мышечную систему глаз, способствуя акту мигания, а также фокусирует зрение, осуществляет контроль движения век, регулируя интенсивность светового потока, проходящего через радужную оболочку глаза.
KPИКАРА — отвечает за процесс чихания и кашля, вызывает зевоту и ощущение голода и жажды.
ДЕВАДАТТА – вызывает сон и зевоту.
ДХАНАНДЖАЛ — распространяется по всему телу, способствует его питанию и руководит активностью воспалительных процессов. Остаётся в теле после физической смерти.
У нас прекрасная новость ℹ️ мы организуем 3-х дневный выездной практикум в Роза хутор (Сочи)!